Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В
соответствии с «Паспортом доступности», определены зоны и объекты доступности
всех категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В
настоящее время имеются следующие условия для обеспечения доступа инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья. Собственная парковка отсутствует,
но есть возможность поставить личный транспорт на площадке, расположенной в
непосредственной близости от въезда и входа на территорию детского сада. Вход
на территорию расположен на уровне тротуара. Пути подхода к объекту, пути
движения имеют достаточную ширину для проезда инвалидной коляски. Лифты (иные
подъемные устройства) для перемещения внутри детского сада типовым проектом
здания не предусмотрены.
Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная
с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям
с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ
учитываются следующие принципы:
1. Принцип развития- Взаимосвязь всех сторон
личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к
дальнейшему развитию.
2. Принцип природособразности
воспитания-
Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка
с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения
в его развитии.
3. Принцип психологической комфортности- Создание благоприятного
микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение
воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
4. Принцип взаимодействия- Установление глубоких личностных
отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети,
родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе
взаимодействия.
5. Принцип доверительного
сотрудничества- Отсутствие
давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость,
искренность в сотрудничестве.
6. Принцип обучения деятельности- Обучение умению ставить цели и
реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному
познанию у детей.
7. Принцип здоровьесберегающий- Забота о душевном состоянии
ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение
психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих
негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Кабинет учителя-логопеда и педагога – психолога.
В МБДОУ №22 г.Шахты созданы условия для проведения коррекционной
работы с детьми. Оснащен кабинет педагога - психолога и учителя-логопеда он предназначен для:
-проведения диагностического обследования речевого развития
детей дошкольного возраста.
-проведения подгрупповых и индивидуальных занятий
учителя-логопеда и педагога - психолога с детьми.
1.Оснащение кабинета:
-зеркало настенное с лампой дополнительного освещения;
-зеркала для индивидуальной работы;
-шкафы для хранения пособий;
-столы для детей;
-стулья детские;
-стол, стулья для работы учителя-логопеда с документацией;
2. Учебно-методические пособия:
а) для
коррекционной логопедической работы:
по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с
изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных
звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое
лото, речевые домики);
по фонетическому восприятию (наборы картинок, тетради для
развития фонетического слуха);
по лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок);
по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии
картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа,
алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов); методическая
литература по разделам
б) для
обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления: (счетный
материал, пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, набор картинок
"Четвертый лишний", набор карточек на обобщающие темы, наборы
картинок для игр "Чей силуэт", "Что сначала, что потом",
"Путаница", "Нелепицы".
в)
картотеки: (артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые
игры, дыхательные упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим
темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, упражнения на релаксации.
г) пособия и материалы: на развитие дыхания(свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки);на развитие мелкой моторики(матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты);по обучению грамоте(настенная азбука, кассы букв и слогов, предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза.
д)дидактические игры для развития
мелкой моторики и межполушарного взаимодействия.
В кабинете педагог-психолог проводитиндивидуальные и подгрупповые занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников, диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей.
Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий,
способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их
эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей
каждого ребенка.
Кабинет изолирован, расположен на втором
этаже модульного здания в доступном удобном месте, так чтобы его можно было
легко найти. Это дает возможность оперативно обращаться к психологу, а так же
позволяет родителям избежать лишних контактов и при необходимости соблюдать
конфиденциальность встречи.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Групповые комнаты используются для занятий и игровой деятельности, кружковой и индивидуальной работы, оздоровительных мероприятий. Группы оснащены необходимым оборудованием, игровыми материалами: мебелью, центрами развития сюжетно-ролевых игр, дидактическими и настольно-печатными играми, уголками ПДД, уголками природы с комнатными растениями, исследовательскими лабораториями для экспериментирования. В большинстве групп имеются музыкальные центры для прослушивания песен и музыки, проведения гимнастики и праздников.
Музыкальный/спортивный зал используется для проведения музыкальных занятий, праздников, физкультурных досугов. В ДОУ имеются пианино, телевизор, мультимедийный проектор, музыкальный центр, DVD-плеер, ноутбук. Для физкультурных занятий, соревнований, оздоровительных мероприятий предусмотрены спортивный инвентарь и спортивные снаряды.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В каждой группе оборудованы уголки
мини-библиотек для детей-инвалидов и детей с ОВЗ (со сменным литературным
материалом), в которых находится детская художественная литература, наборы
картин и настольно-печатные игры по развитию речи, аудиокниги.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты спорта
приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья - являются музыкальный и спортивный
зал физкультурные уголки в группах, игровые прогулочные площадки.
В детском саду созданы все условия для двигательной
деятельности , формирования основных двигательных умений и навыков, повышения
функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и
способностей детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Оборудование и инвентарь
соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и
эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают
индивидуальным анатомо - физиологическим особенностям детей, их возрасту.
Имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь,
необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: физкультурное
оборудование- гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для
прыжков; спортивный инвентарь- мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки
гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для
занятий, следовые и массажные дорожки и др.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения
образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям
реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как
совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов,
обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в
оптимальных условиях.
Средства обучения подразделяются на следующие виды:
- печатные (учебники и учебные
пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный
материал и т.д.)
- электронные образовательные
ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные
учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные
энциклопедии и т.д.)
- аудиовизуальные (слайды,
слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные
фильмы на цифровых носителях).
- наглядные плоскостные (плакаты,
карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).
- демонстрационные (гербарии,
муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные).
- спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.).
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Здание детского сада оборудовано на входе кнопкой вызова. Для
слабовидящих имеются таблички Брайля.
Конструктивные особенности
здания МБДОУ №22 г. Шахты не предусматривают наличие подъемников, устройства
для закрепления инвалидных колясок, приспособления для туалета/душа, кроватей и
матрасов специализированного назначения, иные приспособления, обеспечивающие
доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в
образовательной организации. Доступ в группы, к кабинетам, туалету обеспечен
посредством предоставления сопровождающего лица при необходимости.
Специальные условия питания
Питание детей в МБДОУ №22 г.Шахты с 10,0 часовым пребыванием детей 3-х
разовое, осуществляется в соответствии с примерным 10-дневным меню,
разработанным с учетом двух возрастных категорий: для детей до 3 лет и для
детей 3-7 лет. Меню соответствует требованиям СанПиН 2.3/2.4.3590-20. В детском
саду обеспечивается гарантированное сбалансированное питание воспитанников в
соответствии с возрастом и временем пребывания, установленное Минздравом РФ.
Учитываются медицинские рекомендации, данные детям - инвалидам и детям с
ограниченными возможностями здоровья.
Отдельное меню для детей-инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья отсутствует.
Специальные условия охраны здоровья
Планирование и проведение работы по охране здоровья
воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.
Медицинское обслуживание детей в МБДОУ №22 г.Шахты осуществляется медицинской
сестрой, которая осуществляет контроль за здоровьем детей, дает направления к
врачам узких специальностей, а также на прививки. Медицинский кабинет оснащен
всем необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим
требованиям. Для оздоровления детей используют бактерицидные облучатели для
очистки воздуха.
В ДОУ с целью охраны здоровья
воспитанников проводятся следующее мероприятия: проведение профилактических
осмотров; мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении; осуществление
систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и
уровнем их заболеваемости; обеспечение контроля за
санитарно-гигиеническимсостояниемобразовательногоучреждения; осуществление
контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением
закаливающих мероприятий; осуществление контроля за выполнением санитарных норм
и правил.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
МБДОУ № 22 имеет доступ к сети Интернет, электронную почту, собственный сайт в сети Интернет. Официальный сайт адаптирован для людей с нарушением зрения.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В образовательной организации отсутствуют электронные образовательные ресурсы,к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В ДОУ имеются технические средства обучения
коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речи): кабинет учителя - логопеда содержат: материалы и игры по темам,
зеркало с лампой дополнительного оснащения, дыхательные тренажеры, игрушки для
развития правильного речевого дыхания, картотеки материалов для автоматизации и дифференциации
звуков, предметные и сюжетные картинки по лексическим
темам, настольно-печатные
дидактические игры, алгоритмы, схемы,
мнемотаблицы, методическая,
дидактическая, справочная и художественная литература.